Архиепископ Савва: «Именно молитва приближает нас к Богу и открывает нам бездны Божественного милосердия»

14 апреля 2024 года, в четвертую Неделю Великого поста, архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Сегодня Святая Церковь чтит память святого преподобного Иоанна Лествичника (649), преподобной Марии Египетской (522), преподобного Евфимия Суздальского, чудотворца (1404), преподобного Варсонофия Оптинского (1913).

«В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как некий человек привел своего сына, одержимого духом нечистым, к Спасителю, рассказал, как сын его страдает: дух нечистый повергает сына на землю, и тот скрежещет зубами. И отмечает, что просил учеников Христа изгнать духа, но они не смогли. Спаситель исцеляет этого юношу, и ученики Его спрашивают, почему они не смогли изгнать его. На что они получили ответ, что род бесовский изгоняется молитвой и постом.

Этим чтением Евангелия в середине Великого поста, приближающегося к завершению, напоминает нам о важности именно молитвы и поста. Именно эти средства вооружают нас против бесов, но в первую очередь, конечно, молитва. Пост сам по себе не способен нас спасти и дать нам духовные силы, потому что это лишь физическое упражнение. Но пост важен потому, что он облегчает наше физическое состояние для молитвы и помогает нам преодолевать себя. Мы пост совершаем не просто так, а чтобы предпринять усилие ради Бога. Мы пост совершаем ради того, чтобы устремиться к Пасхе.

Воспринимать пост нужно как некое послушание, в первую очередь, Церкви, как подвиг. Соблюдать не обязательно так, как написано в Типиконе, так его никто не соблюдает. Но если пост соблюдать мало-мальски строго, ограничивать себя телесно, мы начинаем ощущать телесную слабость. Мы лишаем себя части той пищи, которая необходима нашему человеческому организму для жизни. Ощущая эту слабость, мы одновременно начинаем чувствовать некую легкость. Однако отцы Церкви предупреждают, что не нужно поститься избыточно, чтобы не изнемочь. Если мы постимся так, что уже не можем даже молиться, то такой пост неполезен. Всегда нужно находить эту грань.

Пост устремляет нас к молитве. Из бытовых наблюдений видно, как трудно молиться, если мы очень сильно наелись. Но дело не только в этом. Пост нам показывает нашу немощь, показывает, что мы отнюдь не всесильны; показывает, что источником жизни является Бог. Мы живем потому, что Бог нам дает жизнь. Несмотря на то, что мы лишаем наш организм, как сказали бы врачи, жизненно важных для него микроэлементов, мы живем потому, что Господь ниспосылает нам жизнь. Осознавая это, мы усиливаем нашу молитву.

Именно молитва приближает нас к Богу и открывает нам бездны Божественного милосердия. Именно молитва позволяет нам преодолевать бесовские страсти и искушения. Да поможет нам Господь в эти оставшиеся три недели Великого поста укрепиться в подвиге. Кто за истекшее время с начала поста ослабил подвиг, снова возобновить его. Кто не начинал, начать его. Кто стоял в нем твердо, продолжить его до конца поста, чтобы нам с радостью, достойно встретить Пасху Христову!»

Настоятель попросил молитв за протодиакона Александра, который был госпитализирован: «Прошу всех вас помолиться о нем, чтобы Господь исцелил его и даровал ему здравие».

Также владыка сделал объявление: «На начавшейся пятой неделе Великого поста совершаются уникальные службы, которые бывают один раз в году. Это так называемое в народе Мариино стояние, совершаемое в среду вечером, когда мы за вечерним богослужением читаем полностью весь покаянный канон Андрея Критского, который мы читали по частям на первой седмице поста. Также мы читаем умилительное житие преподобной Марии, которое учит нас покаянию. Это первая из двух служб, на которую я вас призываю прийти.

Вторая служба, замечательная, в некотором смысле пасхальная по своей радости, – это пение утешительного Акафиста Божией Матери, которое совершается в пятницу вечером и называется Суббота Акафиста». Настоятель пригласил всех помолиться на этих редких богослужениях.