Архиепископ Савва: «Просвещение, которое нам принесли апостолы, важно суметь воспринять»
12 июля 2024 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Этим праздником завершается Петров пост.
«Всех вас поздравляю с памятью славных всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла! Вчера мы пели прокимен: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». В величании мы пели о том, что мы величаем апостолов, которые весь мир ученьями своими просветили и все концы земли ко Христу привели. Но говоря по правде, далеко не все еще ко Христу приведены. Более того, мы знаем из книги «Апокалипсис», или «Откровение», данное Иоанну Богослову, что в конце времен, перед самым концом света останется совсем мало верной паствы.
Объективно говоря, весть о христианстве разнесена во все концы земли. Не осталось, наверное, ни одного места на земле, кроме разве что совсем изолированных островов, где бы не слышали о Христе. В свое время апостолы разнесли весть о Христе по всей известной тогда вселенной, ойкумене – Римской империи. Поэтому те слова, которые мы поем апостолам, действительно, справедливы.
Но вопрос не в том, кого они просветили и где, а в том, слышим ли мы апостолов Христовых? Они те люди, которые донесли до нас слова Спасителя. Они Его ученики, лучше всех знавшие Христа и Его учение. Они первыми приняли Святого Духа, который действует в Церкви до сего дня. Церковь называется апостольской, потому что до сего дня в ней действует тот же Дух, который был ниспослан апостолам.
Апостолы сохранили, записали и принесли людям слово Христово, а что мы делаем с этим даром? Слышим ли мы слово Христово, знаем ли его? Основные события Евангелия, основные притчи Христа мы более-менее знаем, но знаем ли мы хорошо Священное Писание, например, Евангелие от Иоанна? Оно, в некотором смысле, посложнее, чем другие Евангелия, где больше повествуется о некоторых событиях и о притчах. В Евангелии от Иоанна излагается целое сложное богословие, именно поэтому апостол именуется Богословом. Там пересказаны длинные и довольно сложные для понимания без толкования слова Спасителя о судьбах мира, о богословии. Знаем ли мы хорошо слова апостольские, Послания апостолов? Наверное, все-таки недостаточно.
Просвещение, которое нам принесли апостолы, важно суметь воспринять. Не только с радостью петь величание апостолам всем храмом, нам нужно с благодарностью к апостолам отвечать на это просвещение, принимать его, и положить слова апостольские в основание нашей жизни.
Мы хорошо знаем Символ веры. Мы знаем основные евангельские события. Но как важно нам напитываться и напитывать не только наш ум, но и нашу жизнь словами апостолов, которые они нам принесли, передали и которые являются основой жизни Церкви. Без этого какие мы христиане? Как мы можем именовать себя христианами, если мы не знаем и не исполняем слова, которые нам передал Христос через Евангелие или Священное Писание. Апостольские Послания – это такая же часть боговдохновенного, то есть вдохновенного Богом, вдохновенного Святым Духом Священного Писания, как и другие его книги. Будем же, радуясь и восхваляя апостолов, слышать и слушаться их. Да помогут они нам в этом!»