Архиепископ Савва: «В этом празднике соединяется небесное и земное»
18 января 2024 года, в Навечерие Богоявления, архиепископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. Этот день также называется Крещенским сочельником, от кушанья «сочиво», которое принято вкушать сегодня, в первый постный день после Рождества Христова.
«Всех вас поздравляю с праздником, который носит два названия, – распространенное в обиходе название Крещения Господня, но на слуху и второе название – Богоявление.
Мы только что слышали в Евангелии, почему праздник носит такое название. Крещение, потому что в этот день Господь сошел в воды иорданские и принял то ветхозаветное крещение, которое преподавал Иоанн Креститель и которое открыло путь к нашему крещению, когда мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, но облекаемся во Христа. Богоявление, потому что в этот момент отверзлись небеса, и Дух Святой сошел на Христа Спасителя в виде голубя и, как мы слышали сейчас в Евангелии, был голос с неба, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». Голосом явился Отец, в виде голубя – Дух Святой, а Бог Сын присутствовал в водах Иордана. Таким образом, Бог явил Себя как Святая Троица.
В этом празднике соединяется небесное и земное. Бог явил Себя так, как Он Себя еще никогда не являл. А Господь наш Иисус Христос, будучи Богочеловеком, восприняв на Себя человеческое естество, освятил все естество земное. Снизойдя в воды, освятив водное естество, Он освятил все творение, ведь мы знаем, что вода содержится почти во всем, она проникает везде, где может. Таким образом явилось соединение небесного и земного.
Сегодня, когда мы приходим в храм в праздники, когда мы возносим молитву Богу, когда мы, как нам заповедано Церковью, берем освященную воду, чтобы ею пользоваться, ее принимать в качестве питья или кропить ею свое жилище и важные для нас предметы, нам важно помнить именно об этом соединении небесного и земного. В ответ на особую молитву, совершаемую в храме, установленную Церковью, а, следовательно, установленную Богом, Господь ниспосылает Свое благословение на воду. И эта земная вода может соединить нас с небесным, если мы будем праведно жить.
Если же мы будем воспринимать эту воду как некое «магическое питие», как иронизируют некоторые батюшки, то никакой пользы нам от этого не будет, потому что Господь отвернется от нас. Если мы не принимаем Промысел Божий о нас, то мы отворачиваемся от Господа. Если мы ищем что-то низкое, как магия или иные суеверия, чтобы управлять нашей жизнью, то Господь не может войти в нашу жизнь. Но если мы с благоговением, с верой используем эту святую воду, то именно здесь происходит соединение земного и небесного: через материальную, земную воду Господь ниспосылает нам Свое небесное благословение.
Будем принимать то, что нам дает Церковь, то, что нам ниспослал Господь, не забывая о вере в Бога, о благоговении и благочестии в нашей жизни. И да почиет на нас Дух Святой!»