«Господь раз за разом приходит и исцеляет нас от слепоты», – Илиинский настоятель
9 июня 2024 года, в Неделю о слепом, архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Сегодня в храмах читается евангельский отрывок об исцелении слепорожденного, который и дал название этому дню. Также Святая Церковь чтит память праведного Иоанна Русского, исповедника (1730).
«Христос воскресе!
Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о том, как Спаситель исцелил слепорожденного. Перечитайте этот отрывок, он длинный и очень насыщенный.
В начале мы узнаем, что Спаситель с учениками идет мимо этого слепорожденного и Сам останавливается. Мы знаем многие случаи, когда к Нему обращались люди, останавливая Его, чтобы получить исцеление. Здесь Господь Сам останавливается, и ученики Его спрашивают: «Кто согрешил: этот человек или его родители, что он родился слепым?» На что Спаситель отвечает, что никто из них не согрешил, подчеркивая, что болезнь не всегда является последствием личного греха. Конечно, присутствие болезней в этом мире является последствием общего падения этого мира, присутствия в мире греха, того, что Адам допустил грех в мир, но личная связь здесь действует не всегда.
Каждый из нас до Крещения был духовным инвалидом. Господь нас нашел и исцелил от духовной слепоты, даровал нам возможность духовно видеть, так же, как дал дар зрения слепорожденному. Но дальше мы сами допускаем в себя слепоту. Мы становимся слепыми не от рождения, не потому, что мы родились с падшей природой, от которой нас отделил Господь, но потому что мы сами вновь и вновь допускаем в себе гнев, сварливость, зависть, превозношение над ближним. Особенно же мы становимся слепыми, когда допускаем в себя дух мира сего – дух превозношения комфорта и всего материального над духовным.
Да, наш мир материален, и в комфорте нет ничего плохого. Но когда стремление к комфорту становится страстью, когда материальное становится главенствующим в нашей жизни вместо Христа, тогда мы становимся снова слепыми. Также опасное состояние, когда мы благодушествуем, думая, что нам ничего уже не нужно предпринимать. Мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся. Все это нужно, ибо это великие Таинства. Но порой мы благодушно застываем в нашей духовной жизни, перестаем пытаться измениться или доискаться, что еще можно изменить, чтобы приблизиться к Богу. Нас поражает слепота, но Господь вновь и вновь приходит и исцеляет нас от этого через Таинство Покаяния, а порой и через трагичные события нашей жизни, которые нас заставляют встрепенуться, как потряс тяжелыми событиями сейчас наше Отечество. И тогда Он озаряет нас тихим светом, который нас просвещает, и мы также обращаемся к Нему.
Божии пути, действительно, неисповедимы. Господь раз за разом приходит и исцеляет нас от слепоты, но и от нас кое-то тоже ожидается. Исцеление слепорожденного произошло не сразу. Сначала Спаситель сотворил брение, помазал ему глаза, но это слепого не исцелило. Господь послал этого человека умыться в купели Силоамской – это было известное и почитаемое тогда место. Он обязал его совершить некое действо самостоятельно.
Когда же исцеленного слепорожденного вызвали на суд, он отвечал с верой и убежденностью, а потом и исповедовал Христа Сыном Божиим. Нам с вами уже известно, что Христос есть Сын Божий, но слепорожденному Господь открылся чуть позже, после допроса у фарисеев. А мы уже обладаем этим знанием, поэтому нам также надлежит исповедовать его таковым, отстаивать нашу веру, исповедовать ее открыто перед людьми, насколько это возможно.
Слушая сегодняшнее Евангелие, будем бороться с собственной слепотой. Каждому из нас требуется, во-первых, удерживаться от того, чтобы снова не ослепнуть, а во-вторых, трудиться над тем, чтобы эту слепоту преодолеть. Да поможет нам в этом Господь!
Христос воскресе!
Воистину воскресе!»
Владыка напомнил, что на этой неделе нас ждут две важные церковные даты.
«Во вторник вечером и в среду утром – отдание Пасхи. Во вторник вечером мы будем совершать вечерню и утреню по тому чину, который совершается на Пасху и на Светлой седмице. Очень вас призываю прийти и напоследок помолиться за этой пасхальной службой, которую мы снова встретим уже только через год.
В среду вечером всенощное бдение и в четверг утром Литургия на великий двунадесятый праздник Вознесение. Тоже призываю всех прийти и помолиться».