«Мы все, православные христиане, призваны преодолевать рознь мира сего и пребывать друг с другом вместе», – Илиинский настоятель
22 июня 2024 года, накануне праздника Пятидесятницы, архиепископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. Эту суббота именуется Троицкой родительской, поскольку в этот день Святая Церковь сугубо поминает усопших.
«Всех вас поздравляю с праздником Святой Пятидесятницы, Днем сошествия Святого Духа на апостолов! Часто мы именуем этот праздник Днем Святой Троицы. Именно в Пятидесятницу, через ниспослание Святого Духа от Отца по обетованию Сына, в высшей степени явилась Святая Троица.
Сегодня престольный праздник главного храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Согласно преданию преподобный Сергий, построив этот храм, сказал, чтоб он служил зеркалом, дабы воззрением на Святую Троицу преодолевались страх, ненависть и рознь мира сего. На самом деле в древних Житиях преподобного такой цитаты нет. Считается, что ее ввел в оборот митрополит Антоний (Храповицкий), а потом через некоторых наших писателей, посвящающих свои статьи преподобному Сергию, она распространилась как цитата из Жития, что не совсем верно. Но важно то, что эта цитата очень точно отражает то, как преподобный Сергий созидал жизнь Свято-Троицкой обители. Вероятно, что она отражает его намерения о строительстве храма, посвященного Пресвятой Троице.
Так или иначе, она отражает один из аспектов православного учения о Святой Троице: мы, взирая на Святую Троицу, призваны быть в некотором смысле Ее зеркалом, Ее отражением, Ее образом. Мы все, православные христиане, призваны преодолевать рознь мира сего и пребывать друг с другом вместе, конечно, не в той степени, как Лица Святой Троицы, Которые единосущны друг другу. Такое единосущие для нас невозможно, и тем не менее люди по своей природе одинаковы, мы все носители человеческой природы, той самой, которую воспринял наш Господь Иисус Христос. И теперь Он является нам единосущным по человечеству. Недавно мы об этом говорили с теми, кто был на службе. Соответственно, мы тоже друг другу единосущны по человечеству, хотя это единосущие иное, чем то, которое между Лицами Святой Троицы. Тем не менее, это образ, который указывает нам путь единства, путь преодоления розни, путь пребывания единодушно, путь вместе.
Это единодушие нами достигается через восприятие и действие Святого Духа в Таинствах Церкви. Сама жизнь в Церкви созидается пребыванием в ней Святого Духа. Поэтому сегодня особенным образом мы вспоминаем именно это событие. Через хранение этого учения, через принятие Святого Духа в Таинствах Церкви, мы созидаем это единство и преодолеваем рознь мира сего неизреченным образом. Мы не знаем, каким образом мы все составляем единое Тело Христово. Мы знаем и веруем, что это так, а объяснить человеческими терминами не можем.
Веруя в это, нам следует укреплять это и в нашей бытовой жизни, хранить единство с нашими братьями и сестрами во Христе здесь, в храмах, на богослужении, и в обычной жизни, хранить верность нашей Церкви. Все дарования, которые для этого необходимы, есть в Церкви. Нам же эти дарования надо воспринять через исправление себя в своих грехах и через созидание добродетелей, через преодоление розни мира сего и наипаче через созидание любви. Через стяжание этого мы можем стремиться стать образом Святой Троицы, о котором говорится в цитате, приписываемой преподобному Сергию. Да хранит нас Святая Троица, и да будем мы всегда, насколько способны, достойными восприемниками даров Святого Духа!»