«В Таинстве Исповеди мы получаем те отверстые объятия, которые встретили блудного сына после его возвращения», – Илиинский настоятель
12 февраля 2023 епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Сегодня читается евангельский отрывок, содержащий Притчу о блудном сыне. Поэтому и день носит название Неделя (воскресенье) о блудном сыне. Также Святая Церковь чтит Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
«На прошлой неделе мы вступили во время, подготовительное к Великому посту. Сегодня мы читали в Евангелии Притчу о блудном сыне. Один из сыновей потребовал у отца свою часть наследства еще при жизни родителя и ушел в страну далече, где промотал свое наследство во всевозможных излишествах, роскоши и ненужных вещах. Затем он стал голодать и хотел бы даже питаться кормом для свиней, но ему не удавалось напитаться даже им. Тогда он вспомнил о своем отце, вернулся, тот встретил его с радостью и принял в свой дом. Эту притчу многие хорошо знают, а кто не знает, можете сегодня перечитать.
Вспоминая эту притчу, мы несколько легкомысленно себя идентифицируем с ним, думая: «Да, вот я грешу, но, как блудный сын, я тоже возвращаюсь к Богу, к Отцу, и на исповеди Бог и Отец меня принимает, а я каюсь так же, как каялся блудный сын». И действительно, это так. Мы можем говорить о том, что в Таинстве Исповеди мы получаем ту самую встречу, те отверстые объятия, которые встретили блудного сына после его возвращения из далекой страны. Но мысли о всегда открытых для нас объятиях недостаточно. Нам нужно помнить о том, что, как говорил один мудрый священник, блудный сын все-таки мерзавец.
Мы должны понимать, что нам следует не просто надеяться на открытые для нас объятия Отца, но нам нужно осознать всю глубину нашего падения. Нам надо осознать, что мы действительно ушли от Бога. И этот наш уход происходит не только посредством больших грехов. Он происходит и в быту: когда мы забываем или не молимся утром и вечером, когда мы ради каких-то наших временных желаний отодвигаем Бога в сторону.
Я неточно процитирую, но помните, как, кажется, у блаженного Августина сказано: «Дай мне целомудрие, Господи, но только не сейчас». У нас возникает желание не сразу устремиться в объятия Отца, не сразу обрести добродетель, потому что ради этого нам нужно потрудиться и отказаться от каких-то наших привычек или удобств, которые нам дороги.
Время Великого поста, которое скоро наступит, – это как раз то время, когда Церковь нам помогает устремиться к Богу, когда она наставляет нас, что нужно воздержаться от определенного рода пищи и развлечений. Вы, может быть, знаете, что до революции в период Великого поста закрывались театры и увеселительные учреждения. Сейчас, конечно, нет, но мы можем сами для себя их закрыть.
В пост нам предписываются определенные ограничения, которые сами по себе греховными не являются. Пища, которую мы не вкушаем Великим постом, – не греховна, но отказ от нее нам помогает осознать, что нужно принципиально изменить свою жизнь, чтобы во главе угла у нас был Бог.
Будем готовиться к Великому посту! Войти в него легко, но трудно продержаться в течение всего поста – не из-за ограничений в пище, хотя и это тоже, а из-за необходимости изменить принципиальным образом наш порядок жизни. Будем готовиться к тому, чтоб что-то изменить в себе, в нашем быту и в жизни, чтобы затем встретить с радостью Светлое Христово Воскресенье, Пасху».